ПРЕДПОСЫЛКИ И СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ СЮРРЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

  • S. Krykbayeva Казахского национального женского педагогического университета
  • L. Bakirova Казахского национального женского педагогического университета
  • K. Zhedelov Казахского национального педагогического университета имени Абая
Ключевые слова: сюрреализм, фрейдизм, бессознательное, иррациональность, абсурдизм, архетипы, символы, художественная критика

Аннотация

В статье раскрываются предпосылки возникновения и особенности сюрреализма как художественного направления. Отказ от традиций реализма, самостоятельность личности художника, ирония, игривость в творчестве, скандальность и эпатажность его подачи - все это связано с переломным моментом эпохи. Изучение сюрреализма направлено на формирование у читателя системного целостного взгляда на искусство прошлого века, выработку собственной позиции по отношению к его разноплановым новациям.

Описываются традиционные и современные художественные приемы, использованные в авторских произведениях искусства на основе символических текстов сюрреализма. Философия, искусство или настоящие науки: жизнь, смерть, время, память, война, любовь - эти темы всегда актуальны для всех сфер человечества и мировоззрения. В сегодняшнюю эпоху глобализации, когда страна стремится переосмыслить свою самобытную культуру и сформировать национальную идею и идеологию, одной из самых актуальных проблем современной эпохи является изучение истоков и природы нашего национального традиционного искусства. 

Биографии авторов

S. Krykbayeva , Казахского национального женского педагогического университета

кандидат искусствоведения, и.о. ассоцированый. профессор 

L. Bakirova , Казахского национального женского педагогического университета

старший преподаватель, магистр 

K. Zhedelov , Казахского национального педагогического университета имени Абая

доктор педагогический наук, профессор

Литература

1. Agha, M. F., 1936. “Features: Surrealism, or the Purple Cow”. Vogue. 1 Nov. 60-61, 129-131.
2. Bell, Michael S., 1984. “Surrealism: An Alternative Approach: Veristic Attitudes in the Work and Writings of Contemporary Surrealists.” Leonardo. 247-252
3. Bradley, Fiona, 1997. Surrealism. London: Tate Gallery Publishing, 1997.
4. Finkestein, Haim. N. Surrealism and the Crisis of the Object. Michigan: Ann Arbor, 1979.
5. Freud, S. The Interpretation of Dreams. London: Wordworth, 1997.
6. Gauss, Charles E. “The Theoretical Backgrounds of Surrealism". The Journal of Aesthetics and Art Criticism. Autumn 1943. 37-44.
7. Homer, Pamela. M and Lynn R. Kahle. “A Social Adaption Explanation of the Effects of Surrealism on Advertising.” Journal of Advertising. 1986. 50-54, 60.
8. Ray, Paul C. “What was Surrealism?” Journal of Modern Literature. 1970. 133-137.
9. L. G. Andreev Surrealism; Higher school - M., 2013. – 232.
10. All about painting. Surrealism; Bestiary - M., 2015. - 112.
11. Russell Jesse Surrealism; Book on Demand - M., 2012. – 95-100.
12. Ergalieva R.A, Ethnocultural traditions in modern art of Kazakhstan. - Almaty, 2002. - 182. Print. (in Russian)
13. Ensegenuly T. Background channels (archetypes) of the history of Kazakh literature: ... in the records of Russian travelers of the early 19th century . - Astana: Altyn kitap, 2007. - p.215. Print (In Kazakh)
14. Orynbekov M. Tengrianism in the Kazakh worldview // History of Philosophy. Twenty books. - Astana: Translation, - 14. T 2006. - p.488. Print. (In Kazakh)
15. The worldview of the ancient nomads. Twenty volumes. 1. Т. - Astana: Translation, - 2005. p.496.
Опубликован
2020-11-20
Как цитировать
Krykbayeva , S., L. Bakirova, и K. Zhedelov. 2020. «ПРЕДПОСЫЛКИ И СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ СЮРРЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ». EurasianUnionScientists 4 (10(79), 10-15. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.79.1059.