СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФЛИКТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье представлен новый взгляд на проблему изучения социально-психологических факторов, влияющих на конфликтность в образовательной организации. Показано, что конфликты в отношениях между людьми, как в личностной, так и профессиональной сфере, оставляют отпечаток на душевном состоянии личности в целом и психологическом климате в коллективе в частности, что отражается, в первую очередь, на качестве, продуктивности, результативности и эффективности деятельности профессиональной организации в целом.
Показано, что конфликт в организации определяется сознательным поведением одной из сторон, которая вступает в противоречие или противодействие с интересами другой стороны. Значимая роль в таких непростых социально-психологических условиях отводится руководителю, непосредственно входящему в данное профессиональное сообщество.
Обнаружено, что руководитель, находясь в центре любого инцидента, должен уметь разрешать проблему и переводить ее из разряда деструктивной в конструктивную форму, что является базовой компетентностью любого профессионала руководящего звена.
Показано, что такая трудовая функция, в качестве необходимых умений, отражена в профессиональном стандарте 07.003 «Специалист по управлению персоналом», а так же во всех действующих профессиональных стандартах группы 01 «Образование», согласно Реестру профстандартов РосМинТруда.
Выделена основная гипотеза научного исследования, предполагающая, что конфликтность в образовательной организации может быть обусловлена низким уровнем психологической компетентности руководителей педагогического коллектива – директоров СОШ и их заместителей по учебной и воспитательной работе, заведующих ДОУ, методистов.
Выявлено, что психологическую компетентность руководителей ОО можно повышать в специально организованных условиях реализации программы психологического сопровождения «Успех и эффективность».
Литература
Falunina E.V., Gerasimov S.N. Professionally important personality traits of the head of the modern education system. // Young thought: science, technology, innovation: materials of the XII (XVIII) All-Russian scientific and technical conference. - Bratsk: BrSU Publishing House, 2020.S. 346 - 350.
Falunina E.V., Kitaeva Yu.I.Managerial policy of the head as a factor in the formation of a favorable social and psychological climate in the teaching staff. // Young thought: science, technology, innovation: materials of the XII (XVIII) All-Russian scientific and technical conference. - Bratsk: BrSU Publishing House, 2020.S. 380 - 384.
Falunina E.V. The personality of the leader and his role in the formation of a psychologically comfortable and favorable climate in the teaching staff. // Peer-reviewed scientific journal "Trends in the development of science and education." June 2020 No. 62, Part 20 Ed. Scientific Research Center "L-Journal", 2020. - 80 p. S. 65-71.
Avakyan I.B. Socio-psychological climate in the teaching staff as a condition for the teachers' receptivity to the new. //Pedagogical education in Russia. - 2012. - No. 4 (15). S.67-72.
Falunina E.V., Falunin V.F. Study of the psychological characteristics of the personality of the head of a modern secondary school. // Actual problems of psychology in education, a collection of scientific articles of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. scientific. ed. A.V. Pryalukhina. Murmansk, 2019.S. 58-64.
Bedenko C.B. The influence of the manipulative orientation of the leader's personality on the socio-psychological climate of the group: author. dis. ... Cand. psychol. sciences. Rostov-on-Don, 2008 .-- 26 p.
Boyko V.V. Socio-psychological climate of the team and personality: a textbook for universities. 2nd ed., Rev. and add. M .: Mysl, 2015 .-- 207 p.
Volchkova V.I. Socio-psychological climate in the teaching staff. // Higher education in Russia. - 2009. - No. 1 (10). S. 167-170.
Egorova L.S. Management of social and psychological climate in enterprises. // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2008. - No. 2 (31). S.161-168.
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.