ПОЭЗИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ В СВЕТЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ: СТРАТЕГИЯ ДИАЛОГА
Аннотация
В статье на междициплинарной методологической основе классической семиотики культуры и культурологической компаративистики, дополненной разработками лаканизма и постлакановского психоанализа Люблянской школы, информационной эстетики и трансэстетики, критической теории, французского структурализма и постструктурализма – разработана стратегия диалога поэзии и философии как феноменов традиционного Логоса в постмодерном дискурсе дигитальных технологий. Главная проблема современного поэтического слова – утрата текстом онтологических адекваций и духовных подтекстов вследствие включения художественного творчества в киберпространство глобального цифрового мультикультурного капитализма. Компаративный анализ проектов глобализма и антиглобализма продемонстрировал приоритет коммерческой культуры как престижной социальной модели для формирования символического капитала и сетевого промоушена поэта. Ориентация свободного рынка на спонсорскую оккупацию поэтического творчества всё более лишает поэзию смысловых инвариантов аутентичной цивилизационной памяти, размываемой трендами брендинга, рекламы, имиджа и превращаемой в сувенир, симулякр, эрзац, товарный знак. Единственным гарантом актуализации базовых культурных смыслов поэзии является традиционализм, но его зачастую гротескный, ультраконсервативный и ностальгический, характер не в состоянии удержать конкурентоспособность традиции, ее привлекательность для молодого поколения и живую персональную субъектность. Гармоничный баланс между традиционализмом и постмодернизмом в поэзии возможен, если использовать новые технологии в качестве форм подачи и средств продвижения классической поэтической традиции в современном мире, сохранив за поэтическим творчеством первичность цели, относительно которой «креативность» менеджерской предприимчивости – вторичное средство. Поэзия рассматривается нами как точка семиотического пересечения статического знака в пространстве (синтагмы) и динамического значения во времени (парадигмы). Внутри данной точки в нулевой фонеме пребывает автор, возвращающий себе целостность, непрерывность, сущность и самость вместо зияния, отчуждения и нехватки за счет правильного соотношения онтологических целей поэзии и ее онтических кейсов. Поэзия в данном контексте – это своего рода формула гармонии метонимии реально-символического языка культуры и метафоры ее идеальных воображаемых значений. Найти гармонию между традицией и новацией, метафизикой и диалектикой, синхронией и диахронией, генокодом культуры и исторически лабильным культурным образом способна культурология как наука, опирающаяся на философию (онтологию и аксиологию), филологию (герменевтику и журналистику), социальные науки.
Литература
Braten, S. (1981). Quality of Interaction and Participation: On Model Power in Industrial Democracy and Computer Nerworks. Applied System and Cybernetics, 1, 191-200 [in English].
Hall, S. (1989). Encoding, decoding. The Cultural
Studies Reader. London: Routledge, 90-103 [in
English].
McLuhan, М. (1967). The Medium is the Massage. Retried from: http://www.mcluhan.ru/themedium-is-the-massage/ [in English].
Bad'yu, A. (1999). Apostol Pavel. Obosnovanie universalizma [Apostle Paul. Justification of universalism]. M.; SPb.: Moskovskii filosofskii fond. Universitetskaya kniga [in Russian].
Bibler, V.S. (1999). Filosof i poet [Philosopher and poet]. Retried from: https://www.bibler.ru/bid_filosof.php [in Russian].
Bibler, V. S. (2001). Veshch' i vest' [Thing and message]. Voprosy filosofii, 6, 107-135 [in Russian].
Burrio, N. (2004). Globalizatsiya i appropriatsiya [Globalization and Appropriation]. Moscow Art
Magazine, 56. Retried from:
http://moscowartmagazine.com/issue/33/article/613 [in Russian].
Delez, Zh. & Gvattari, F. (2005). Rizoma
(«Tysyacha plato», glava pervaya) [Rizoma (A Thousand Plateaus, Chapter One)]. Vostok, 11/12.
Retried from: https://amp.ru.googleinfo.cn/8377040/1/tysyacha-plato.html [in Russian].
Zhizhek, S. (2019). Kak naslazhdat'sya posredstvom Drugogo. Kul'turnaya logika mnogonatsional'nogo kapitalizma [How to enjoy through the Other. The cultural logic of multinational capitalism]. SPb.: Aleteiya [in Russian].
Zhizhek, S. (2016). Real'nost' Virtual'nogo [he reality of the Virtual]. Retried from: https://www.youtube.com/watch?v=aDI1EKSAfQ4
[in Russian].
Levinas, (1998). E. Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Semiosphere. Inside thinking worlds. Culture and explosion]. SPb.: Vysshaya religiozno filosofskaya shkola [in Russian].
Lotman, Yu. (2000). Semiosfera. Vnutri myslyashchikh mirov. Kul'tura i vzryv [Semiosphere.
Inside thinking worlds. Culture and explosion]. SPb.: Iskusstvo SPB [in Russian].
Lotman, Yu. Pamyat' v kul'turologicheskom osveshchenii [Memory in cultural illumination]. Retried from: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotmanselection.htm#_Toc509600942 [in Russian].
Manovich, L. (2010). Budushchee izobrazheniya [The future of the image]. Retried from:: http://mediadepo.blogspot.com/2009/04/blogpost_03.html [in Russian].
Pirs, Ch. (2000). Logicheskie osnovaniya teorii znakov [Logical foundations of the theory of signs]. SPb.: Laboratoriya metafizicheskikh issledovanii filosofskogo fakul'teta SPbGU; Aleteiya [in Russian].
Ril'ke, P.M. (1974). Izbrannaya lirika [Selected Lyrics]. M.: Molodaya gvardiya [in Russian].
Sossyur, F. de. (1999). Kurs obshchei lingvistiki [General linguistics course]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1999 [in Russian].
Khaidegger, M. (1993). Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya [Time and Being: Articles and Speeches]. M.: Respublika [in Russian].
Khaidegger, M. (1991). Gel'derlin i sushchnost' poezii [Helderlin and the essence of poetry]. Logos. Filosofsko-literaturnyi zhurnal, 1, 37-47 [in Russian].
Khyubner, B. (2000). Proizvol'nyi etoc i prinuditel'nost' estetiki [The arbitrary itc and the compulsion of aesthetics]. Minsk: Propilei [in Russian].
Yakobson, R.O. (1985). Izbrannye raboty [Selected works]. M.: Progress [in Russian].
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.