CHARACTERISTIC OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM IN PERSONS WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION "NEGATIVE" DURING THE COURSE OF HEALTHY PHYSICULTURE

  • Z. Zvereva ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
  • E. Miroshnik ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России
  • M. Ovsyannikova Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
  • E. Bindusov Московская государственная академия физической культуры МГАФК
Keywords: physical training, negation, central nervous system, psychological protection

Abstract

Успешность учебной деятельности студентов, частью которой является и физкультурная, направленная на оздоровление, зависит от многих факторов социально-психического, социальнопедагогического порядка, от их психофизических качеств, включая функциональное состояние центральной нервной системы и личностных особенностей [6(с.264-268), 9(с.145-148), 22(с.339345)]. Как показали результаты эмпирических исследований, личностные особенности студентов оказывают прямое влияние на их социальнопсихологическую адаптацию к обучению в вузе. Так, у респондентов с направленностью личности на себя (в качестве доминирующих социальнопсихологических установок) были получены низкие показатели по таким установкам как процесс и труд, т.е. учёба [15(с.223-235)]. Доминирование направленности на себя – это одна из важнейших характеристик эгоцентризма. Эгоцентрической личности свойственно восприятие своей точки зрения как единственно заслуживающей внимание или даже единственно возможной. Результаты эмпирических исследований показали, что изначально высокий уровень эгоцентризма негативно отражается на социально-психологической адаптации студентов, затрудняя формирование деловых качеств (отношение к учёбе) и межличностных отношений [12(с.235-241)]. 

Эгоцентричным людям присущ, как правило, высокий уровень психологической защиты «Отрицание» [24(с.3-33)]. Ранее нами было показано [8(63-75)], что у студентов с разной степенью выраженности этой психологической защиты физкультурная деятельность (в виде однократной физической нагрузки) сопровождалась различающимися – в зависимости от степени выраженности защиты – изменениями функционального состояния (ФС) центральной нервной системы (ЦНС) на разных уровнях её функционирования («корковом», «корковоподкоркового взаимодействия», «центральной регуляции сердечно-еской сосудистой системы – ССС») [1(с.108-127), 3, 4(с. 13-19)]. По показателям ФС ЦНС наименее эффективной физкультурная деятельность была у лиц с высоким уровнем психологической защиты «Отрицание», наиболее эффективной – у лиц со средним (оптимальным) уровнем защиты «Отрицание». Мы предположили, что меньшая эффективность направленной на оздоровление физкультурной деятельности, выявленная у лиц с высоким уровнем психологической защиты «Отрицание» при проведении однократной физической нагрузки, проявится у них и при проведении курса таких нагрузок. 

Целью исследования стало изучение динамики ФС ЦНС на разных уровнях функционирования («корковом», «корково-подкоркового взаимодействия», «центральной регуляции ССС») у лиц с разным уровнем психологической защиты «Отрицание» в течение курса физкультурной деятельности, направленной на оздоровление. 

References

1. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. с. 108–127.
2. Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А. Эмоциональность в свете теории функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-2. с. 307-311.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Бе-резин. Л., 1988. 270 с.
4. Бобров А. Ф. Системная оценка результатов психофизиологических обследований /А. Ф. Бобров, А. Ю. Бушманов, В. И. Седин, В. Ю. Щебланов // Медицина экстремальных состояний. 2015. № 3 (53). с. 13-19.
5. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н., Беспалько И.Г., Беребин М.А., Савельева М.И., Таукенова Л.М., Штрахова А.В., Аристова Т.А., Осадчий И.М. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб. 2005. 48 с.
6. Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3 (7). с. 264-268.
7. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) // Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. с. 444–452.
8. Зверева З. Ф., Мирошник Е. В., Овсянникова М. А., Биндусов Е. Е. Динамика функционального состояния центральной нервной системы у студентов с разными уровнями психологической защиты «отрицание» после проведения физкультурных мероприятий // Новое в психологопедагогических исследованиях. 2019. №1 (53). с.6375.
9. Кошонова С.Ш., Закиров А.Эмпирические исследование самоуправления учебной деятельности у студентов //Вестник Ошского государственного университета. 2009. № 5. с. 145148.
10. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1975. № 1. с. 3-11.
11. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.
12. Малярчук Н.Н. «Острые углы» инклюзивного образования учащихся с ОВЗ /Н.Н. Малярчук, Л.М. Волосникова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 5-6. с.235-241.
13. Минкин В. Виброизображение / В. Минкин. СПб. : Реноме, 2007. 102 с.
14. Николаев Ю.М. От идей П. Ф. Лесгафта к современной теории физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. с. 18-22; Хагай В.С., Кульчицкий В.Е., Стрельников Р.В., Литвина Г.А. Формирование физической культуры личности на основе мотивационно-ценностных отношений студентов к занятиям физическими упражнениями // Мир науки, культуры, образования. 2015. №6 (55). с.128130
15. Пашукова Т.И. Эгоцентризм у студентов в период социально-психологической адаптации к обучению в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. №1(830). с. 223-235.
16. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-1. с. 12-16.
17. Слезин В.Б. Эмоциогенные системы мозга и управляемое поведение. Автореферат докт. диссер. Ленинград. 1989. 33 с.
18. Торубаров Ф.С., Зверева З.Ф., Денисова Е.А., Лукьянова С.Н. Роль психофизиологического обследования в оценке функционального состояния центральной нервной системы у работников радиационно и ядерноопасных предприятий Медицина экстремальных ситуаций. 2017. №2 (60). с. 157-163.
19. Флейшман А. Н. Сложная структура и нелинейное поведение VERY LOW FREQUENCY вариабельности ритма сердца: модели анализа и практические приложения / А. Н. Флейшман, Т. В. Кораблина, С. А. Петровский, И. Д. Мартынов // Известия вузов. ПНД. 2014. Т. 22, № 1. с. 56-70.
20. Фокин В. Ф., Пономарева Н. В. Энергетическая физиология мозга / В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева. М. : Антидор, 2003. 288 с.
21. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – 2-е изд. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. 268с. (с.181-213).
22. Хромина С.И., Малярчук Н.Н., Дыхан Л.Б. Физическое воспитание обучающихся технического вуза с позиций инклюзивного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2016.№ 52 (6). с.339345.
23. Юсупов Р.А., Акишин Б.А., Головина В.А. Новая парадигма физического воспитания студентов – учебный или тренировочный процесс. // Культура физическая и здоровье. 2019. №2 (70). с. 6-8.
24. Plutchik. R. A general psychoevolutionary theory of emotions. In Plutchik R., Kellerman H. (Eds.) Emotions: Theory, research and experience: Vol. 1.N. Y.: Academic Press, 1980. P. 3-33.
Published
2020-11-27
How to Cite
Zvereva, Z., E. Miroshnik, M. Ovsyannikova, and E. Bindusov. 2020. “CHARACTERISTIC OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM IN PERSONS WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION "NEGATIVE" DURING THE COURSE OF HEALTHY PHYSICULTURE”. EurasianUnionScientists 1 (10(79), 58-68. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.79.1029.