PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MAN LIVING IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE ENVIRONMENT: CONCEPTUAL FRAMEWORK OF RESEARCH
Abstract
The author aims to present fundamentals of the psychological adaptation conception researching the population that were born and live in ecologically unfavourable living environment. Psychological adaptation is assumed to be a systemic characteristic of the man-living environment (natural and social) system. The empirical study revealed common but not equal in intensity decrease of psychological adaptation indices performed by subjects who were born and live in Transbaikal Region. The author believes that the discovered decrease is the consequence of the realized special – that of the strategy of minimizing adaptation.
References
2.Агличева И.В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза: дис...канд. психол. наук. ‒ Ставрополь, 2006. ‒ 233 с.
3.Асеев В.Г. Особенности психической адаптации и поведения лиц, длительно проживающих в условиях радиационного загрязнения среды (пилотажное экспертное обследование) // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. ‒ М.: МГП «ВОТУМ ‒ Ψ», 1992. ‒ С. 154-158
4.Багнетова Е.А. Особенности адаптации, психологического и функционального состояния организма человека в условиях Севера // Вестник Российского университета дружбы народов. ‒‒ Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 70-76
5.Беребин М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. ‒ Томск: Томский государственный университет, 2004. ‒ С. 341-345
6.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. ‒ Л.: Наука, 1988. ‒ 270 с.
7.Василенко Е.А. Особенности социальнопсихологической адаптации старшеклассников в условиях экологического неблагополучия: на примере Челябинской области: дис...канд. психол. наук. ‒ СПб., 2009. ‒ 230 с.
8.Викулов А.О. Доктрина диагноза, хронические заболевания и гипотеза минимизирующей адаптации. ‒ URL: // http://www.avikulov.ru/list.htm (дата обращения: 05.05.2006).
9.Вишнякова Е.М. Распространенность и клинические особенности неврологических расстройств у детей в экологически неблагополучной зоне Забайкалья: автореф. дисс… канд. мед. наук. ‒ Иркутстк, 2004. ‒ 126 с.
10.Вопросы теории адаптации. ‒ Л.: Наука, 1987. ‒ Т. 160. ‒ 148 с.
11. Глебов В.В. Уровень адаптации и состояние здоровья детской популяции в условиях антропогенной нагрузки // Актуальные проблемы экологии и природопользования. ‒ Вып. 14. ‒ М.: РУДН. ‒ 2012. ‒ Ч. 2. ‒ С. 268-275.
12. Глебова Л.А. Гигиеническая оценка формирования нарушения здоровья детского населения при комплексном воздействии факторов окружающей среды в углехимических центрах Кузбасса: дис...канд. мед. наук. ‒ Кемерово, 2015. ‒ 153 с.
13. Голобородько Е.А. Физиологическая оценка адаптивных возможностей организма школьников, проживающих в зоне экологического неблагополучия: дис...канд. биол. наук. ‒ Караганда, 2011. ‒ 183 с.
14. Гомбоева Н.Г. Эколого-физиологические, этнические особенности адаптации человека в условиях Восточного Забайкалья и проблемы здоровья населения: дис…докт. биол. наук. ‒ М.: РУДН, 2012. ‒ 280 с.
15.Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России: дис…докт. психол. наук. ‒ М.: Институт психологии РАН, 2002. ‒ 344 с.
16. Жизнеспособность молодежного населения в регионе экологического неблагополучия (в Забайкальском крае): монография / Н.М. Сараева, А.А. Суханов, И.Л. Галиакберова, Э.А. Мысникова, Р.Р. Ишмухаметов / под научной ред. Н.М. Сараевой. ‒ Чита: издательство ЗабГУ, 2019. ‒ 260 с.
17. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. ‒ Новосибирск: Наука, 1980. ‒ 192 с.
18. Карпенко Ю.Д. Функциональное состояние организма детей в зависимости от экологических условий: дис...канд. биол. наук. ‒ Чебоксары, 2005. ‒ 136 с.
19. Кондрашкова Е.Н. Техногенное загрязнение окружающей среды как фактор снижения психической адаптации (на примере студентов железнодорожного колледжа): дис...канд. биол. наук. ‒ Брянск, 2008. ‒ 177 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ‒ М.: Политиздат, 1977. ‒ 304 с.
21. Медведев В.И. Адаптация человека: научное издание. ‒ СПб: Изд-во ин-та мозга человека РАН, 2003. ‒ 584 с.
22. Мысникова Э.А. Психологическая адаптация юношеского населения на территориях экологического неблагополучия // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика. Психология». ‒ 2015/1(41). ‒ С. 98-103.
23. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. ‒ М.: Эксмо, 2010. ‒ 368 с.
24. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. ‒ М.; Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. ‒ 304 с.
25.Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис…докт. психол. наук. ‒ М.: РГБ, 2003. ‒ 395 с.
26. Прохоренко Е.А. Комплексное исследование адаптационных возможностей организма студентов в условиях экологического неблагополучия: автореф. дис…канд. биол. наук. ‒ Ульяновск, 2012. ‒ 23 с.
27. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. ‒ М.: Институт психологии РАН, 2007. ‒ 624 с.
28. Саркисов Д.С. Общая патология человека / Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н.К. Хитров. ‒ М.: Медицина, 1997. ‒ 608 с.
29. Сердцев М.И. Экология, метаболизм, здоровье. ‒ Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1996. ‒ 161 с.
30.Суханов А.А. Психологическая адаптация человека в регионе экологического неблагополучия: монография. ‒ Чита: ЗабГУ, 2016. ‒ 341 с.
31. Экологическая карта РФ. Неблагоприятные регионы. ‒ URL: http://www.stihi.ru/2013/11/02/4686 (дата обращения: 10.08.16)
32. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. ‒Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. ‒ 84 с.
33. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. ‒ М.: Смысл, 2000. ‒ 456 с.
CC BY-ND
A work licensed in this way allows the following:
1. The freedom to use and perform the work: The licensee must be allowed to make any use, private or public, of the work.
2. The freedom to study the work and apply the information: The licensee must be allowed to examine the work and to use the knowledge gained from the work in any way. The license may not, for example, restrict "reverse engineering."
2. The freedom to redistribute copies: Copies may be sold, swapped or given away for free, in the same form as the original.