ДЕГРАДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗОВАНИЕ

  • И. Дацковский Кабинет клинической психологии и патопсихологии
Ключевые слова: инвалид, интеллектуальная инвалидность, умственное отставание, физическая инвалидность, инклюзивное образование, группы по уровням

Аннотация

В статье проанализировано развитие понятия интегрированного (инклюзивного) образования в обычной школе детей – инвалидов в свете международных документов ООН. Показано, что эти взгляды до 1994 года (до Саламанкской конференции) хотя и не разделяли детей инвалидов на инвалидность физическую без ослабления умственной деятельности и инвалидность интеллектуальную (умственное отставание), оставляли достаточный простор для организации школьного образования в интересах всех детей. Однако документы Саламанкской конференции смешали эти несмешиваемые понятия о принципиально разных видах инвалидности и призвали ввести детей с умственным отставанием в обычные классы. Показано, что такой подход катастрофически отражается как на образовании самих детей – инвалидов с умственным отставанием, так и на образовании всех остальных детей, обучающихся в инклюзивных классах. Показаны возможные решения для того, чтобы все дети получали максимально возможное для них образование с учетом многообразия их возможностей обучения, склонностей и талантов.

Биография автора

И. Дацковский , Кабинет клинической психологии и патопсихологии

Консультант

Литература

1. Документы ООН найдены при помощи сайта https://iio.bspu.by/respublikanskii-resursnyicentr-inklyuzivnogo-obrazovaniya/normativnyepravovye-dokumenty.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) ГА ООН 10.12.1948. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/declhr.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
3. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) ГА ООН 20.11.1959. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/childdec.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 12.1960). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/educat.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
5. Декларация социального прогресса и развития. Принята резолюцией 2542 (XXIV) ГА ООН 11.12.1969 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/socdev.shtml (дата обращения 22 октября 2020). 6. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971). Принята резолюцией 2856 (XXVI) ГА ООН 20.12.1971. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/retarded.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
7. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) ГА ООН 9.12.1975. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/disabled.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
8. Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 11.1981). URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/sundberg.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
9. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 ГА ООН 3.12.1982 URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/prog.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
10. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 ГА ООН 20.11.1989. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/childcon.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
11. Всемирная декларация об образовании для всех (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех,
Джомтьен, Таиланд, 1990). URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/pdf/jomtien.pdf (дата обращения 22 октября 2020).
12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов принятые резолюцией 48/96 ГА ООН 20.12.1993. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/disabled.shtml (дата обращения 22 октября 2020).
13. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 06.1994, ЮНЕСКО, принята правительствами 92 стран и 25 международными организациями на Международной конференции по специальным потребностям в образовании (Special Needs Education)). URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html (дата обращения 22 октября 2020).
14. Козлов В.В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души. М.: Институт консультирования и системных решений,
2017, 184 с.
Опубликован
2021-01-18
Как цитировать
Дацковский , И. 2021. «ДЕГРАДАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗОВАНИЕ ». EurasianUnionScientists 1 (12(81), 26-33. https://archive.euroasia-science.ru/index.php/Euroasia/article/view/325.